Интернет-курс "Программно-методические комплексы "1С" для психологов дошкольных учреждений"
"1С:Психодиагностика образовательного учреждения" представляет собой инструментарий для проведения компьютерной психодиагностики детей и подростков, для сбора и консолидации результатов тестирования.
В новый программный продукт включены все психодиагностические методики из решений "1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия" и "1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия", которые в настоящее время внедрены и используются более чем в 3 000 образовательных учреждениях России, например:
-
200 школ ЮЗАО Москвы автоматизированы с помощью программы "1С:Школьная психодиагностика" (г. Москва);
-
внедрение программы "1С:Школьная психодиагностика" в ГОУ МО "Губернский профессиональный колледж" (г. Серпухов);
-
социальный приют для детей "Надежда" использует программы "1С:Школьная психодиагностика", "1С:Дошкольная психодиагностика" (г. Красноярск);
-
внедрение "1С:Дошкольная психодиагностика" в детском саде №16 "Кораблик" (г. Нижний Новгород);
-
внедрение программного продукта "1С:Дошкольная психодиагностика" в МОУ Детский дом-школа Советского ГО (г. Калининград) и др.
Как и базовые версии, новый программный продукт "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" разработан при поддержке группы ведущих психологов МГУ им М.В. Ломоносова под общим руководством доктора психологических наук, профессора А.Н. Гусева.
Ключевые отличия нового программного продукта от базовых версий:
-
поддержка многопользовательской работы;
-
открытый конструктор психодиагностических методик, обеспечивающий добавление в программу пользователями методик, используемых ими в практической работе;
-
возможности для разработки (включая валидизацию) собственных методик;
-
загрузка обезличенных результатов тестирования из базовых версий "1С:Школьная психодиагностика" и "1С:Дошкольная психодиагностика";
-
обобщение данных тестирования учащихся и построение отчетов за район, округ, регион.
Таким образом, новый программный продукт дополняет линейку решений для специалистов-психологов.
Программный продукт создан при поддержке "Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" в рамках НИОКР "Проектирование и исследование автоматизированной информационной системы компьютерной психодиагностики детей и подростков" в 2011-12 г.г.
Для кого предназначен программный продукт
Программа "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" предназначена для использования в учреждениях системы образования и социальной защиты, таких как:
-
крупные (в штате есть несколько психологов) детские сады, школы и детские дома;
-
центры социальной помощи семье и детям;
-
центры медико-психолого-педагогической помощи;
-
органы управления образованием и социальной защиты (департаменты, комитеты, региональные министерства образования и т.д.).
Примером использования является развертывание прототипа программного продукта в Юго-Западном окружном управлении образования Департамента образования города Москвы.
Преимущества использования программы для пользователей
Программа реализована при помощи новейших IT-технологий, разработанных фирмой "1С", а также лучших разработок ведущих специалистов в области психологии личности и возрастной психологии, что обеспечивает ряд преимуществ при ее использовании:
-
улучшение качества психологического сопровождения воспитательного процесса за счет применения современных и проверенных методик;
-
повышение производительности труда психологов за счет ускорения обработки данных;
-
снижение вероятности ошибок в результатах расчета психодиагностического исследования;
-
автоматизация процесса написания психодиагностических заключений;
-
соблюдение конфиденциальности психологической информации посредством разграничения прав доступа пользователей и паролем.
Комплект видео-уроков по работе с программой помогает ускорить ее освоение.
Региональный проект
Развертывание программы "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" в масштабах региона или округа обеспечивает целый ряд дополнительных возможностей для обобщения и анализа данных психодиагностических исследований на основе консолидации результатов психологического тестирования.
Таким образом, программа становится эффективным инструментом, обеспечивающим поддержку управленческих решений по совершенствованию ситуации в системе образования и социальной защиты.
Краткое описание функциональных возможностей
-
Хранение информации о тестируемых, родителях, учителях в единой базе данных.
-
Хранение результатов тестирования.
-
Ведение истории работы психолога с тестируемым.
-
Тестирование на любом компьютере при помощи проекторов. Поддерживаются батареи тестов.
-
Ввод и обработка данных с бумажных бланков, сформированных в программе.
-
Автоматический расчет результатов тестирования.
-
Сравнение результатов тестирования отдельных тестируемых.
-
Формирование выборок результатов тестирования: по классам (группам), полу, возрасту и так далее. Сравнение средних профилей выборок и отдельных результатов тестирования.
-
Загрузка данных по учащимся и структуре учебного заведения из других программ, например, из "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ".
-
Выгрузка заключений психолога в программу "Электронный паспорт здоровья школьника".
Кроме того, программа поддерживает ряд дополнительных возможностей:
-
Создание собственных тестов различной сложности, в том числе, тестов уровня Кеттелла (по сложности расчетов результатов) и Амтхауэра (сложность представления стимульного материала).
-
Адаптация методик с учетом собранных результатов тестирования на основе методов математической статистике – расчета показателей описательной статистики, корреляций между шкалами и пунктами ответов и т.д.
-
Учет образовательных учреждений и районов. Построение сводных аналитических отчетов по районам и учреждениям.
Методики, реализованные в программе
Программа включает 50 методик, обеспечивающих оценку:
-
индивидуальных особенностей ребенка;
-
уровня развития познавательной сферы (сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память, мышление, воображение, креативность);
-
готовности к школе;
-
мотивационно-потребностной и смысловой сфер личности;
-
социально-психологической адаптации в коллективе;
-
детско-родительских отношений;
-
различных аспектов девиантного поведения учащихся;
-
уровня различных способностей и задатков. Программа поддерживает проведение профориентации и профконсультации.
Рекомендации по внедрению программы
"1С:Психодиагностика образовательного учреждения" может быть внедрена:
-
в отдельном учреждении. Используется файловый или клиент-серверный варианты развертывания;
-
в сети образовательных учреждений. Создается распределенная информационная база, в качестве узлов также используются информационные базы на основе конфигураций "1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия" и "1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия".
Внедрение программы в отдельном учреждении целесообразно в том случае, если задача, стоящая перед клиентом, отвечает одному из перечисленных условий:
-
в учреждении работают несколько специалистов-психологов. Необходимо обеспечить совместную многопользовательскую работу в программе.
-
психологи учреждения работают как со школьниками, так и с дошкольниками.
-
психологам необходим функционал по реализации новых тестов в программе. Это может быть потребность в реализации собственных разработок, либо тестов, знакомых психологу из открытых источников.
-
психологами учреждений востребованы возможности разработки собственных тестов и адаптации существующих методик: оценки нормальности распределения, выработки норм и т.п.
"1С:Психодиагностика образовательного учреждения" поддерживает реализацию масштабных проектов автоматизации работы специалистов-психологов на основе создания распределенной информационной базы. В качестве периферийных узлов могут выступать информационные базы с конфигурациями:
-
"1С:Школьная психодиагностика";
-
"1С:Дошкольная психодиагностика".
-
Учет образовательных учреждений.
-
Учет районов, на территории которых находятся образовательные учреждения.
-
Учет классов (групп) образовательных учреждений.
-
Детей, включая дополнительные возможности по ведению карточки социального педагога.
-
Родителей и опекунов.
-
Специалистов, работающих с детьми.
-
С предусмотренной пользователем системой оценок.
-
Интегральных (вторичных), расчет которых ведется на основании результатов по другим шкалам на основе произвольной формулы.
-
Использующих одну или несколько шкал.
-
Поддерживающих произвольное количество вопросов с ответами 9 различных типов (выбор одного варианта ответа, выбор нескольких вариантов ответа, открытый ответ и т.д.).
-
Содержащих несколько разделов.
-
Поддерживающих настройку представления заключения по тесту (отображать или не отображать диаграмму, время ответов на вопросы и т.д.).
-
Учет норм и интервальных интерпретаций для тестов.
-
Объединение тестов в батареи.
-
В самой программе, в том числе, и по сети.
-
При помощи проекторов, вне программы.
-
На бумажных бланках, с последующим вводом в программу ответов тестируемых.
-
Построение произвольных выборок результатов тестирования (по району, образовательному учреждению, классу, возрасту тестируемых и т.д.).
-
Сравнение выборок и отдельных результатов тестирования.
-
Описательной статистики распределения. Описательная статистика включает в себя среднее, дисперсию, асимметрию, ошибку асимметрии, эксцесса, ошибку экцесса.
-
Нормальности распределения по критерию Хи-квадрат.
-
Корреляцию Пирсона между шкалами опросника и оценку достоверности корреляции.
-
Точечно-бисериальной корреляции для вариантов ответов теста.
-
Корреляции балла по вопросу с результатом по шкале.
-
Корреляции номера ответа с результатом по шкале.
-
Показателя альфа-Кронбаха для определения внутренней согласованности пунктов теста.
Учет работы (согласно приказу Минобразования России от 01.03.2004 № 945. "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений" и инструктивному письму Минобразования России от 24.12.01 № 29/1886-6. "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения)":
-
Ведение списков видов работы.
-
Фиксация проделанной работы в программе.
-
Подготовка отчетной документации о проделанной работе.
-
Создание распределенной информационной базы данных, в том числе с узлами в виде информационных баз базовых версий ("1С:Школьная психодиагностика" и "1С:Дошкольная психодиагностика ").
-
Интеграция с программными продуктами "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" и "Электронная карта здоровья школьника".
-
Возможности "1С:Библиотеки стандартных подсистем 8.2" (БСП) по использованию дополнительных отчетов и обработок, формированию печатных форм, групповому изменению объектов, поддержки напоминаний пользователя и т.д.
-
Активизирующая профориентационная методика Н.Н. Пряжникова "Будь готов".
-
Диагностика состояния агрессии (Опросник А. Басса - А. Дарки).
-
Диагностика школьной тревожности (Школьная тревожность) E. Амен.
-
Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников "Рисунок "Я в школе".
-
Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников "Беседа о школе" (по методике Т.А. Нежновой).
-
Карта экспертной оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (модифицированный Курганским Н.С. вариант опросника САН).
-
Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка к школе (Карта Стотта).
-
Методика "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова.
-
Методика "Направленность личности в общении (НЛО)" С.Л. Братченко.
-
Методика "Проба на произвольность" (модификация методики "Графический диктант" Д.Б. Эльконина).
-
Методика "Тест руки" Э. Вагнера.
-
Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках".
-
Методика диагностики поведенческих проявлений темперамента (Опросник А.Томаса и С.Чесса).
-
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА К. Роджерса и Р. Даймонда.)
-
Методика диагностики уровня развития наглядно-образного мышления "Полянки".
-
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Опросник Филлипса).
-
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (модифицированая А.М. Прихожан).
-
Методика изучения мотивации учения.
-
Методика исследования мотивационных установок "Пословицы" (Методика "Пословицы").
-
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (Исследование самоотношения).
-
Методика определения мотивов учения старших дошкольников (по методике М.Р. Гинзбург).
-
Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (по методике М.В.Матюхиной).
-
Методика определения силы выраженности учебного мотива (Методика "Расписание").
-
Методика определения стратегий поведения в конфликте К. Томаса (Опросник Томаса).
-
Методика определения уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности "раскрашивание кружков".
-
Методика оценки функций контроля и рабочей памяти "Сердечки и цветочки".
-
Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) для родителей детей от 3 до 10 лет (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис).
-
Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) для родителей детей от 11 лет до 21 года (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис).
-
Опросник "Якоря карьеры" Э. Шейна.
-
Опросник для воспитателя: отношение ребенка к сверстникам.
-
Опросник для воспитателя: отношение ребенка к чужому взрослому.
-
Опросник для воспитателя: проявление агрессии у детей.
-
Опросник для измерения толерантности.
-
Опросник жалоб ребенка (Hock K., Hess H., Schwarz E.).
-
Опросник креативности Д. Джонсона.
-
Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО).
-
Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
-
Субтест "Необычное использование" (из батареи Е. Торренса для диагностики креативности).
-
Тест "Склонность к риску" Г. Шуберта (Склонность к риску Г. Шуберта).
-
Тест эгоцентрических ассоциаций (ТЭА).
-
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
-
Ценностный опросник С. Шварца.
-
Шкала самооценки тревожности Ч. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (Опросник Ч. Спилбергера - Ю.Л. Ханина).
-
Шкала оценок для измерения реактивности методика Я. Стреляу для изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся (Шкала Стреляу).
-
Экспресс-опросник "Индекс толерантности".